Образовательная программа, общая информация

Общая информация Программы МБДОУ «Барагханский детиский сад «Хараасгай»
Образовательная
программа МБДОУ
«Барагханский
детский
сад
«Хараасгай» разработана педагогическим коллективом в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО),
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17
октября 2013 года №1155 г. Москва.
Образовательная программа рассчитана на пять лет раннего и дошкольного
периода детства. Образовательная программа охватывает все основные моменты
жизнедеятельности детей в каждом возрастном периоде дошкольного детства. Она
обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на
полноценное
и
всестороннее
развитие
ребенка:
физическое,
социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми
с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Объем частей 60 % и 40%.
Обязательная часть Программы (инвариантная часть) соответствует примерной основной
образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Доровеевой: Мозаика- Синтез, 2021г.
Ее корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с результатами анализа ее
выполнения.
Вариативная часть разработана на основе парциальной программы «Свой край родной
люби и знай» по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста,
Цель
Программы
(инвариантная
часть): создание
благоприятных
условий
для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в
современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Задачи программы (инвариантная часть):
 Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;


Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей.



Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность
основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).



Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром.



Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.



Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.



Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей.



Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.



Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Цель парциальной программы «Свой край родной люби и знай» (вариативная часть):
Приобщение дошкольников к традиционной культуре, языку, традициям бурятского
народа.
Задачи парциальной программы «Свой край родной люби и знай» (вариативная часть):
·
Создание системы форм и способов воспитательно-образовательного
процесса для формирования у детей духовно-нравственных основ и ценностей с
использованием традиций этнопедагогики бурятского народа.
·
Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников,
развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость,
способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях
толерантность в полинациональном обществе.
·
Формировать представления детей о географических, климатических,
социально-экономических особенностях малой Родины;
·
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей родного края, их
жизни, быту, культуре, языку, традициям;
·
Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
·
Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры.
Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и
характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
·
Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через
экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия.
·
Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной
личности;
·
Сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство
сопричастности к ее сбережению;
·
Формировать представления о достопримечательностях родного края,
исторических корнях района, символике;
·
Расширять представления о природных богатствах Курумканского района,
Республики Бурятия: растительном и животном мире; полезных ископаемых;
·
Развивать у дошкольников навыки познавательно - исследовательской,
творческой деятельности.
Цель парциальной программы «Уран гархан» («Умелые ручки») под редакцией
А.А.Доржиевой,
Б.Д.Анзановой, Г.Г.Ахмадеевой и С.Ш.Будаевой по развитию
изобразительной деятельности детей.
Задачи парциальной программы «Уран гархан»:
-овладеть навыками нетрадиционной техники рисования;
-выполнить узоры по мотивам народного декоративно- прикладного искусства;
-продолжать учить дать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
-развивать умение рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию;
-использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов;

Цель парциальной программы «Аман угын абдар» (Сокровищница родного фольклора»)
под редакцией Д.Б.Дашиевой, Д.Ц.Санжаевой по литературному развитию детей.
Задачи парциальной программы «Аман угын абдар»:
-развитие бурятской разговорной речи;
-продолжать учить детей пересказывать рассказы и сказки, с небольшой помощью
взрослого, составлять описательные и сюжетные рассказы, отгадывать загадки на
бурятском языке.
-проявляет словотворчество, интерес к языку, начинают использовать в своей речи
произведения малых форм, фольклора.
Здесь важно помнить, что при 9-ти часовой работе дошкольного учреждения, 2 часа
отводится на сон, поэтому на 100%, в которых реализуется программа, остается 7 часов
пребывания детей в ДОУ.
Структура Программы:
Включает три основных раздела:




Целевой;
Содержательный;
Организационный

В каждом из них отражается обязательная часть и часть формируемая участниками
образовательных отношений.
Программа строится на основе следующих принципов:
Программа на первый план выдвигает развивающую функция образования,
обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его
индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции
дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.).
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В основе реализации основной образовательной программы лежит культурноисторический и системно деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся
методологией ФГОС, который предполагает:
·
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и
дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
·
индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых
детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
·
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
·
поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
·
партнерство с семьей;
·
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
·
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
·
возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития);
·
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
·
обеспечение преемственности дошкольного общего и начального
общего образования.


Приоритетными задачами развития и воспитания детей:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;









Обеспечение эмоционального благополучия детей укрепления здоровья детей,
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Развитие детско - взрослого сообщества: создание единой интегрированной
образовательной среды для взаимодействия всех субъектов процесса посредством
развития детско – взрослого сообщества, повышение роли родителей и педагогов в
управлении и развитии МБДОУ;
Развитие профессионального мастерства педагогов (использование модели субъект субъектного взаимодействия, внедрения технологий развивающего обучения,
направленных на амплификацию детского развития);
Приобщение ребенка к культурам своей малой родины, Бурятии, воспитание уважения
к культурам других народов;
Повышение качества образовательных услуг в условиях дошкольного учреждения
посредством интеграции дошкольного и начального образования.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
"Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное
развитие", "Художественно-эстетическое развитие", «Речевое развитие» входят в модель
организованной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной
части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах
деятельности и отражены в календарном планировании.
Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»: социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье
и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование
основ безопасности.
2. Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных
математических
представлений;
развитие
познавательно-исследовательской
(конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира и расширение
кругозора.
3. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи; ознакомление с
художественной литературой.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: изобразительная
деятельность (рисование); лепка; аппликация; музыкальная деятельность.
5. Образовательная область «Физическое развитие»: физическая культура.
 Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности
устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и
требованиями (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28
сентября 2020 г. № 28.
Конструктор НОД для детей от 1,6 лет до поступления в школу
Непосредственно
образовательная
деятельность
Максимальная
продолжительность
непрерывной НОД, мин

1,5-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

От 6
лет

10

15

20

25

30

Максимальный
объем НОД в
1
день, мин
половина
дня
2
половина
дня

10

10

Максимальное количество
НОД в неделю

30

40

Не допускается

10

Дополнительные условия

90

После дневного сна
25
30
15

Минимальные перерывы
между НОД, мин
Проведение
физкультминуток

45

20

10
Не указано
Требующую
повышенной
познавательной
активности и
умственного
напряжения
детей
НОД
организуют в 1
половине дня,
допускается
осуществлять
НОД
на
игровой
площадке
во
время прогулки

Проводятся в середине НОД статического
характера, между НОД
Не указано

Требующую
повышенной
познавательной
активности и
умственного
напряжения детей
НОД организуют
в 1 половину дня

В середине времени, отведённого на организованную образовательную
деятельность, проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не
менее
10
минут, Образовательную
деятельность,
требующую
повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую
половину дня. В образовательном процессе используется интегрированный подход,
который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской
деятельности.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры,
спортивные праздники, экскурсии и др.
В Приложении №1 рабочая программа воспитания ДОУ.
В Приложении №2 Учебно- методические пособия
В Приложении №3 Комплексно тематическое планирование на учебный год


Наверх

"Песочная терапия"

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду. Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым, принимают участие в песочной терапии. Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции: разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и раздражение; закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

В результате занятий песочной терапией у детей дошкольного возраста развивается мелкая моторика, открывается простор для фантазии и мыслительной деятельности, регулируется мыслительный механизм.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».