Программа Свой край родной люби и знай.pdf

II. Пояснительная записка
Рабочая программа по ознакомлению детей с родным краем «Свой край родной
любии

знай»

разработана

в

соответствии

с

Федеральными

государственными

образовательными стандартами (ФГОС, Приказ № 1155 от 2013 г.), Примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014г. на основе авторской
учебной программы Т.С.Комаровой по изобразительной деятельности, Положения о
рабочей программе МБДОУ «Барагханский детский сад «Хараасгай».
Направленность программы. Программа направлена на формирование духовной
культуры, художественно- эстетического воспитания детей дошкольного возраста
средствами художественно-творческой деятельности, которая дает возможность не только
отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее
созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание
визуального образа мира.
Актуальность и новизна

программы.

В настоящее время становится

возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех
народов России, реализовать «связь времен», связь и целостность изобразительного
искусства, музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного
искусства, по-иному оценить вклад культуры народов России в мировую культуру.
К сожалению, сегодня не во всех дошкольных учреждениях

изобразительная

деятельность сформировывает духовную культуру дошкольников. Не во всех программах
и курсах эстетического профиля уделяется должное внимание вопросам изучения
разнообразных

течений

национального искусства и

культуры. Поэтому данная

образовательная программа составлена с таким учетом.
Цель и задачи программы. Целью курса является саморазвитие и развитие
личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую
художественную деятельность, через овладение национальным культурным наследием.
Задачи курса:
Программа рассчитана на ознакомление со всеми этими особенностями поэтапно и в
системе, опираясь на возрастные особенности детей.
Цели и задачи:
Цель программы - создание системы работы воспитателя в группе, способствующей
формированию положительного отношения к малой родине, воспитанию интереса и
любви к родному дому, детскому саду, селу, Бурятии с помощью организации
краеведческой работы в группе. Знакомство дошкольников с родным селом и родной

страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.
Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно
достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются
-в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательноисследовательскую, продуктивную, музыкально- художественную. Представление

о

малой родине успешно интегрируется практически со всеми образовательными областями
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
(«Физическое

развитие»,

«Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»).
-в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
(прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и
способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников
-в

самостоятельную

деятельность

детей

(дидактические

и

подвижные

игры,

рассматривание дидактических картинок, иллюстрации)
-в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом
которой являются журналы и газеты о малой родине, создание макета села, составление
маршрутов экскурсии и прогулок по селу; коллекционирование картинок, открыток,
символов; участие с родителями и воспитателями в социально - значимых событиях и
прочее) Для реализации цели программы были поставлены следующие задачи:
1. Развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, селу, краю.
2. Дать детям знания об окружающем мире через традиции своей социальной среды –
местные историко–культурные, национальные, географические, климатические
особенности нашего региона;
3. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов
Бурятии, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов,
воспитывать добрые чувства. Содействовать становлению желания принимать
участие в традициях села и в традициях, сложившихся на территории Бурятии.
Воспитывать у детей интерес, бережное отношение к природе родного края,
развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться
на неѐ.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей посредством создания
развивающей среды, мини – уголков национального быта, творческих мастерских,
этнобиблиотек;

5. Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству русского и
бурятского народов;
6. Воспитывать чувство: гордости за своих земляков; ответственности за все, что
происходит в селе, крае;
7. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви
к родному краю, селу, содействовать становлению желания принимать участие в
традициях села, района, региона, социальных акциях.
Принципы работы:
1. Доступность.
2. Систематичность и последовательность.
3. Наглядность.
4. Динамичность.
5. Дифференциация.
Средства реализации:
1. Специально

организованное

обучение,

интегрированное

по

всем

образовательным областям Программы
2. Совместная деятельность педагога с детьми:
-экскурсии (по селу, в краеведческий музей им Г-Д.Э.Дамбаева, в МБОУ
«СОШ», в сельскую библиотеку, Дом культуры)
-наблюдения в природе;
-чтение художественной литературы (писатели Баргузинской долины);
-рассматривание

иллюстративного

материала

(репродукции

картин,

фотографии с памятными местами);
-подвижные игры, бурятские народные игры;
-праздника и развлечения;
-детское художественное творчество.
3. Развивающая среда, способствующая развитию интереса к окружающей
действительности, любознательности, патриотических чувств.
Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное
Взаимодействие триады родитель - ребѐнок-педагог для патриотического
воспитания.
Содержание работы по направлениям
«Физическое развитие»

Здоровье является приоритетным направлением образовательной политики.
По данным здравоохранения лишь 12% детей условно здоровы, остальные дети
имеют различного рода физиологические нарушения. Наш край находится в
суровых климатических условиях, ухудшается экологическая обстановкав регионе.
Поэтому значимым является сохранение и укрепление здоровья подрастающего
поколения.
Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью;
Воспитание ценности здорового образа жизни, как приоритетного направления
политики образования нашего края.
Задачи:


Способствовать становлению у детей ценности здорового образа жизни;



Развивать физические качества детей в играх народов, населяющих наш край;



Создать условия для максимального развития возрастных возможностей и
способностей детей с учетом климатических условий района;



Формировать знания о спортивных достижениях района (имена спортсменов).
Речевое развитие
Цель: знакомство с литературными произведениями, авторами Баргузинской
долины.
Задачи:



Расширять представления об этнических особенностях народов населяющих наш
район;



Развивать коммуникативные навыки общения;




Воспитывать чувство гордости за культурное наследие края;
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Социально - коммуникативное развитие
Цель: включение детей в систему социальных отношений
Задачи:







Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения
со сверстникам и взрослыми в образовательном учреждении;
Формировать собственное отношение к явлениям общественной жизни;
Формировать первичные представления о труде взрослых;
Воспитывать ценностное отношение к своему труду, труду работников детского
сада, его результатам;
Приобщать к правилам безопасного поведения в природе; на улицах села.

Художественно- эстетическое развитие
-соответствует художественно-эстетической линии, так как формирует знания о
произведениях искусства, народно- прикладного искусства, способствует включению
детей в совместную деятельность с детьми и взрослыми.
- соответствует художественно- эстетической линии, так как способствует знакомству
с произведениями народной музыки, песенного фольклора нашего региона при
реализации совместной деятельности.
Цель: Воспитание ребѐнка как носителя культурных ценностей народов родного
края, бережное отношение к ним. Развитие музыкального творчества детей на
основе культурного наследия и традиций народов, населяющих наш край.
Формирование знаний о произведениях искусства, народно- декоративного
искусства, знакомство с произведениями народной музыки, песенного фольклора,
воспитание ребѐнка как носителя культурных ценностей родного края.
Задачи:












Обогащение музыкально - художественного и интеллектуального опыта ребенка;
Расширение представлений о различных видах искусства родного края;
Воспитание духовно богатой, творческой личности.
Приобщать к национальной музыкальной культуре родного края;
Создавать условия для развития музыкальных способностей;
Воспитывать чувство прекрасного, умение отражать полученные знания об
окружающей действительности через музыкальное сопровождение.
Расширять представление детей о различных видах искусства;
Приобщать к национальной культуре родного края (музыка, произведения
искусства)
Создавать условия для развития творческих способностей;
Воспитывать чувство прекрасного;
Учить отражать полученные знания об окружающей действительности в
продуктивной деятельности.
Отличительные

особенности

программного

материала.

Национально-

региональный компонент. В условиях возрастания социальной роли личности, как
носителя национальной художественной культуры, важнейшей задачей является активное
включение в образовательные программы региональных особенностей культуры,
искусства.
Таким

образом,

разработанная

мною

программа

учитывает

особенности

художественной культуры, народного искусства, быта и природных условий региона.
Адресат. Программа по ознакомлению с родным краем адресована детям 3-7 лет
дошкольного образовательного учреждения. Группу, где реализуется на сегодня данная
программа, посещает 20 детей.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Этапы обучения:
Первый этап: организационный (2012-2013 г.г.) – младшая группа

Второй этап - промежуточный (2013 – 2014г.г.) – средняя группа
Третий этап – заключительный (2014-2015г.г.) – старшая группа
Условия и место реализации программы в образовательном процессе.
Программа реализовывается в МБДОУ «Барагханский детский сад «Хараасгай ».
детском саду имеет отдельную комнату для занятий изобразительной деятельностью
(«художественная мастерская» ), отдельную комнату - юрту, отражающую национальный
колорит, быт и искусство бурятского народа.
Согласно учебному плану, периодичность занятий составляет – 1 час в неделю в
младшей группе (33 часа в год.), 2 часа в неделю в средней и старшей группах (66 часов
в год). Длительность занятий- от 10 -15 мин, 25-30 минут.
Курс развивающе - обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей
функции, интегрированный по своей сути.
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и
искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает
краеведческую направленность. В программу включены свои варианты изделий с учетом
регионального компонента и собственных эстетических интересов. Это изделия, по
тематике связанные с ремеслами и промыслами своей местности; театрализованные
постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п. Созерцание,
восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов,
образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего,
с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого
и частей, ритм и т.д.
Учет возрастных и психологических особенностей детей. Программа составлена
в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего
дошкольного возраста. Основными формами занятий являются игра в художников,
путешествие « в прошлое» своего народа, заочная экскурсия, работа в творческих
мастерских. В деятельность вносятся элементы занимательности, сказки, веселые стихи,
песенки, загадки – любимая тема детей дошкольного возраста.
На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживается связь с
музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого
общения в программу вводятся коллективные задания.
Художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным
средством приобщения к художественной культуре.
Ожидаемые результаты. В результате изучения курса дети старшего дошкольного
возраста должны овладеть следующими компетенциями:

Познавательная – практическое овладение изобразительной деятельностью,
способность

ребенка

осуществлять

художественно-творческую

изобразительную

деятельность, т.е. умение соотносить свою деятельность с образцом, готовность к
созданию творческих работ, умение различать

виды изобразительного искусства:

живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство, умение
создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и
сюжетные композиции на темы окружающей жизни, расписывать изделия по мотивам
народного искусства
Коммуникативная - владение различными социальными ролями в коллективе,
знание способов взаимодействия с окружающими, умение осуществлять учебное
сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и
общий результат деятельности)
Ценностная - ценностное отношение к народному искусству, пробуждение
познавательного интереса

к искусству своего народа, стремления расширять свой

кругозор. Культура восприятия художественного произведения, эстетический вкус.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение
способов духовного и интеллектуального саморазвития ребенка. Осознание себя
носителем культуры своего народа.
Формы

подведения

итогов

реализации

программы.

Диагностическое

обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью
выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший
учебный год.

В ходе образовательного процесса

используются различные формы

подведения итогов реализации программы: выставки для родителей, фестивали
художеств, защита проектов и тд.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

"Песочная терапия"

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду. Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым, принимают участие в песочной терапии. Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции: разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и раздражение; закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

В результате занятий песочной терапией у детей дошкольного возраста развивается мелкая моторика, открывается простор для фантазии и мыслительной деятельности, регулируется мыслительный механизм.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».